При попытке выбрать экскаватор при нынешнем состоянии рынка даже у опытного специалиста, что называется, глаза разбегаются, и вопрос: «Какой экскаватор выбрать?» зачастую ставит его в тупик. Постараемся помочь читателю, исходя из самых простых практических критериев и относясь непредвзято к рекламной информации, достоверность которой подтверждена опытом эксплуатации.
Экскаваторов, т.е. машин и механизмов, предназначенных для выемки грунта и/или горных пород, существует много типов. Среди них есть самые большие в мире машины, по сложности конструкции и стоимости не уступающие космическому кораблю.
Но в этой статье речь пойдет об экскаваторах, так сказать, потребительских классов: гидравлических одноковшовых с поворотной стрелой и дополнительным навесным оборудованием номеров размерной группы от 0 (весом до 3 т, двигатель от 10 до 40 л.с., особо легкий) до 6 (55-60 т, двигатель 250-350 л.с., тяжелый). Экскаваторы более тяжелых категорий нельзя перевозить по дорогам общего пользования в собранном виде даже на специальном транспортере. Они, как правило, от начала до конца срока службы работают на одном и том же объекте.
Также все рассматриваемые машины – циклического действия. Такие экскаваторы называют строительными универсальными. Экскаваторы непрерывного действия будут затронуты лишь в качестве дополнительного навесного оборудования к базовым моделям. Конкретные модели отдельных производителей не описываются; статья не рекламная.
Если, по прочтении, вы решите, что вам нужен мини-экскаватор, осторожно отнеситесь к моделям на гусеничном ходу, как бы привлекательно они ни выглядели в рекламных описаниях и отзывах. Гусеничные мини-экскаваторы показывают себя во всем блеске там, где допустимо передвижение гусеничной техники своим ходом по дорогам общего пользования.
В России ПДД однозначно не пускают гусеничные машины на общие дороги, а приобретение или аренда спецтранспортера с буксировщиком существенно снизит экономические преимущества мини-экскаватора. Исключения: если гусеничный мини-экскаватор будет постоянно использоваться на одном и том же объекте или в пределах ограниченного региона без выезда на дороги с твердым покрытием, или если уже есть в распоряжении автомобильный эвакуатор.
Колесные мини-экскаваторы чаще всего не бывают полноповоротными, т.к. выполняются в виде навешиваемого на тракторное шасси оборудования. Но это вполне компенсируется высокой маневренностью и проходимостью базовой машины.
Если вы выполняете особо тяжелые работы (скажем, разрушение старых прочных построек), то вариант выбора по окупаемости всего один: CAT (Caterpillar, Катерпиллер, США). Модели других производителей в таких условиях не показывают хорошей окупаемости.
Да, Катерпиллеры довольно прожорливы – избыточная мощность двигателя уходит на привод в движение тяжелого, прочного железа. Да, обслуживание экскаватора Катерпиллер требует около $6000 в год. Да, проходимость Катерпиллеров слабовата, из-за того же тяжелого прочного железа в конструкции.
Но только Катерпиллер способен превратить старый военный аэродром с блиндажами, капонирами и бетонкой, рассчитанной на прием стратегических ракетоносцев, в участок земли, пригодный для хозяйственного использования, а после этого перебраться на следующий объект в работоспособном состоянии.
Это самый распространенный вид земляных работ в настоящее время. Для такой цели лучшее решение: мини-экскаватор на пневмоколесном шасси с емкостью ковша 0,015-0,1 куб.м, глубиной копания 1,5-3 м и производительностью за смену до 40-50 куб. м. Принцип работы такой техники: приехал, выкопал, уехал.
Примечание: к мини-экскаваторам по всем параметрам следует относить сверхлегкие экскаваторы группы 0 на тракторном шасси.
Такие машины чаще всего выполняются на тракторном шасси с постоянно навешенной бульдозерной лопатой и могут вместо ковша оснащаться погрузчиком, гидромолотом, ножницами. Или же стрела с ковшом может быть заменена на роющую цепь с твердосплавными зубьями и шнеками-отгребателями, т.е. получается роторный траншейный экскаватор непрерывного действия для рытья узких траншей под кабели и трубы.
На рынке присутствует много моделей мини-экскаваторов практически всех ведущих производителей: Caterpillar и Terex (США), JCB (Великобритания), Mitsubishi, Komatsu, Yanmar, Takeuchi (все четыре – Япония), Doosan (Южн. Корея), Volvo (Швеция), МКСМ, БОРЭКС и др. (Россия), МТЗ (Беларусь). Какой экскаватор выбрать в данной категории?
В мини-экскаваторах МКСМ, производящихся в Кургане, отечественным производителям, похоже, удалось избавиться от хронических болезней российской гидравлики: низкой точности изготовления деталей и, как следствие, малой надежности. Шток гидроцилиндра МКСМ-800 при проверке в центрах биений не дает. Но оператор работает вне кабины, так что СЭС может просто запретить эксплуатацию машины без снабжения экскаваторщика средствами индивидуальной защиты, а пускать ее на свалки, дымящие отвалы и т.п. вообще недопустимо. Тем не менее, МКСМ недороги, достаточно надежны и при средней интенсивности эксплуатации вполне оправданы экономически.
Катерпиллеры нужно покупать для продолжительной интенсивной эксплуатации в тяжелых условиях. Тут они пока вне конкуренции. Значительные затраты на покупку и содержание с лихвой окупятся «неубиваемостью» машины.
Экскаваторы на базе тракторов МТЗ «Беларусь» к категории мини относятся условно: мощность их двигателя превышает 40 л.с. Но по всем остальным параметрам Беларусь – типичный мини-экскаватор и в дополнительных рекомендациях не нуждается. Приведем лишь небольшой сравнительный расчет:
Doosan DX55WA за год эксплуатации на строительстве индивидуального жилья поломался 2 раза. Ремонт обошелся в $1800 (в целом). Общее время простоя – 18 смен (запчасти – под заказ). Купили б/у в хорошем состоянии (почти как новый) за 1 480 000 руб. на распродаже закрывающейся фирмы.
БОРЭКС ЭО 2521 (на шасси МТЗ), в тех же условиях, ломался 5 раз. Ремонт в общем - $1100, запчасти всегда в наличии. Общее время простоя – 11 смен. Куплен новый за 968 000 руб.
По отзывам операторов, работавших на обеих машинах, по плавности и точности движения рабочих органов ЭО 2521 не уступает Дусану, но у «корейца» кабина комфортнее, и он полноповоротный. При мелком строительстве выбор места для машины и отвала грунта чаще всего ограничен, так что ЭО 2521 пускают работать туда, где просторнее, а «корейца» – туда, не нужно сделать все, не передвигаясь.
Остальные модели примерно равноценны по качеству и надежности. Выбор технических данных и цены – скорее итог экономического расчета исходя из конкретных условий работы.
При рытье котлована под многоэтажку мини-экскаватором уже не обойдешься. Тут, по самому благоприятному экономическому расчету, нужна производительность не менее 200 куб. м за смену и возможность отвала «за спину» не сходя с места, иначе расчистка подъездных путей съест добрую долю выгоды.
В таких условиях лучший выбор – средний или средне-тяжелый полноповоротный экскаватор на пневмоколесном ходу. Ковш нужен сменный, с прямой и обратной лопатой. Из дополнительного оборудования необходимы отвал и гидромолот; для бурения, рытья траншей и пр. привлекается иная спецтехника.
Машины такого класса есть в модельных рядах всех перечисленных выше производителей и других. Если приобретать для себя, то лучше ориентироваться на поставщика, чтобы был он проверенным, надежным, обеспечивал нужный сервис и ремонт.
В последнее время на рынке техники такой категории неплохо продвигается экскаватор ЭОВ-4421 «Кирасир» на шасси КрАЗ-255 производства ПО «Красный экскаватор» в г. Киев. ТТД впечатляют: ковш 0,65 куб.м, производительность – 70-90 куб.м в час при расходе дизтоплива 6 кг/ч, богатый ассортимент дополнительного оборудования. Шасси – повышенной проходимости с глубиной преодолеваемого брода в 1 м. Запас хода по топливу – 500 км, т.е. ЭОВ-4421 можно гонять и за город.
Отзывы о машине превосходные, что не удивительно, т.к. машина эта изначально военная и производство ее начато было в СССР. К сожалению, сейчас ПО «Красный экскаватор», как и вся украинская экономика, переживает далеко не лучшие времена, и конца этому не видно. Дилеры в основном распродают машины из военных запасов в порядке конверсии.
В настоящее время строители не увлекаются созданием собственных парков техники – ее выгоднее арендовать. Поэтому распространение, особенно в больших городах, получили специализированные технические фирмы-арендодатели с собственной сервисной базой.
Такой фирме имеет полный смысл иметь в наличии и гусеничные экскаваторы разных классов. Расходы на приобретение и эксплуатацию транспортера с тягачом с лихвой окупятся повышенным спросом на гусеничную технику. Гусеничные машины, при прочих равных условиях, производительнее, дешевле в эксплуатации, надежнее колесных и обладают лучшей проходимостью.
В таком случае, нужно иметь в своем парке и, так сказать, мини-мини гусеничный экскаватор с массой до 1,7 т, ковшом 0,015-0,02 куб. м и двигателем 10-15 л.с. По ТТД в этом классе явно выделяется среди своих собратьев совсем «игрушечный» JCB Bobcat e16. Стоит он подороже прочих, но работать может хоть в детской песочнице, по производительности сравним с моделями на категорию выше, перевозить его можно на обычном автомобильном эвакуаторе: весит 1,5 т. Надежность – катерпиллеровская.
Какой экскаватор выбрать зависит прежде всего от объема, характера работ и местности, где они производятся.
Всем без исключения понадобится, и скоро себя окупит, собственный колесный мини-экскаватор. Рекомендовать ЭО 2521 излишне – он и так везде есть. Ломается чаще, чем лучшие из «иноземцев», но всегда и легко можно починить. Особыми удобствами не отличается, но копает, долбит, гребет и бурит хорошо. В общем, наша техника.
Малой строительной фирме, работающей в сельской местности, пригодится гусеничный мини-экскаватор. Благодаря малому расходу топлива, он на рытье ям под погреба, траншей по ленточные фундаменты и дворовые коммуникации, гнезд под столбики для заборов и стояки надворных построек, окажется куда выгоднее привычной «Беларуси».
Городским строителям в собственном распоряжении, оперативности ради, желательно иметь колесный экскаватор среднего веса. В разгар сезона на аренду может возникнуть очередь, а такой может, по крайней мере, начать нулевой цикл и сделать немало, пока подойдет техника потяжелее.
Фирме-арендодателю строительной техники в большом городе в парке необходим и тяжелый производительный гусеничный полноповоротный экскаватор. Если увидите предложение о продаже б/у Катерпиллера недорого – вам посчастливилось, и если он исправен, берите не задумываясь.